10.02.2014 года проведен учебно-профессиональный мастер-класс со студентами 5 курса дневного отделения специальности «Специальная психология» на тему «Профессиональное мастерство по работе с психическими состояниями». Студенты познакомились с основными видами психических состояний, факторами их возникновения, способами управления. Ярко и нетрадиционно начала занятие Митякова Ольга, представив авторское стихотворение:
Добрый день, дорогие друзья!
Рада вас поприветствовать я!
Сегодня предстоит нам с вами душу изучать,
Позвольте же тогда с истории начать.
Давайте выясним, когда душевностью
Заинтересовались люди в древности…
Особым состоянием души сочли «нирвану»
Древнеиндийские мудрецы брахманы –
Событие это возникло в истории
За две тысячи лет до нашей эры в теории.
Затем, в четвёртом веке до нас, Гераклит
В состояньях души открыл иной колорит;
Гераклит указал, что души состояния –
Есть процесс динамичный, но постоянный,
Состоянья души, как мудрец изучал,
Переходят друг в друга без концов и начал.
Позднее состояния души изучали эллинисты,
А именно: детерминисты и индетерминисты,
Первые состояния психики объясняют
Тем, что на них свои причины влияют,
Эти причины изнутри и снаружи
Всячески воздействуют на душу;
Вторые признавали состояния психики
Независимыми и свободными относительно.
Средь первых Эмпедокл, Демокрит и Алкемон,
В числе их оппонентов Сократ был и Платон.
Вопросом состояний задался и Гиппократ,
Он выяснял, в чём патологии субстрат;
Считал, что патология состояния –
Это защитный ответ на плохие влияния,
А также возврат к состоянию нормы,
Переходная к ней, особая форма.
Наиболее полно состояния психические
Изучал Аристотель в то же время фактически:
Выделял их в особую категорию психологическую,
Различал состояния и деятельность психическую.
Авиценна уже во втором тысячелетии
Указал на связь эмоций и телесного;
Эмоции назвал формой «животной силы»,
Впервые объединив психологию и медицину.
В Европе в Средние века на состояния психические
Преобладали взгляды эмпирико-натуралистические:
Считалось, что способность состояний сохраняться
Зависит от материи, способной «сжиматься» и «расширяться»,
Говорили, что при «сжатии» материи
Наблюдаются состояния возбуждения и напряжения,
А в момент материи «расширения» -
Состояния расслабления и успокоения.
Но уже в эпоху Возрождения
Случился отход от подобных воззрений;
Декарт считал, что состояния психики – это явления,
Идущие с изменениями в мимике, в теле, в поведении.
А Джемс полагал, что психические состояния
Относятся к состояниям сознания.
Эмоциональных состояний внешние стороны
Тщательно и точно были Дарвиным разобраны;
Затем развивались и крепли идеи
О саморегуляции психической деятельности;
И выдвинул Сеченов в середине девятнадцатого века
Принцип обратной связи в формировании состояний человека,
В том числе, и состояний психических –
Это явилось новым этапом науки фактически.
Происходило активное изучение
Симптомов организма при приспособлении.
Стали стресс изучать как синдром адаптации,
Протекающий с рядом различных реакций.
Затем в изучении упомянутого явления
Наметились различные направления:
Социокультурные и психосоматические,
Философские и психоаналитические.
У нас в стране внесли особый вклад
В изучение вопроса учёных целый ряд.
Левитов классифицировал состояния психические
На эмоциональные, волевые и характерологические,
Возникающие в умственной работе и в труде
У всех без исключения людей.
Состояний психических дальнейшее изучение
Проходило как минимум в двух направлениях:
Первым был деятельностный подход Ильина,
В таком изучении была своя новизна –
Он состояния рассматривал в процессе тренировки
К этапу восстановления от этапа подготовки.
Личностно-деятельностное – второе направление,
В таком ключе шло также состояний изучение.
Сосновикова, Ганзен, Юрченко сюда относятся,
Изучавшие, как аффективная сфера с сознанием соотносятся.
По учебнику Никандрова идёт иная классификация,
В которой всех критериев – десяток вариаций:
Тут органические и сенсорные, эмоциональные и волевые,
Интеллектуальные, праксические и речевые,
Ментальные, творческие и психомоторные,
Мнемические, сложные и аттенционные.
Также психические состояния подразделяют
По видам процессов, которые преобладают.
Тут выделяют и эмоциональные, и гностические,
И волевые состояния психические.
Бывают состояния в ответ на ситуацию,
К такому варианту относят на брань реакцию,
А могут быть и обусловленными личностно
Психические состояния различные.
Могут быть как поверхностные, так и глубокие,
Как, например, страсти высокие.
Могут быть положительно, могут быть и нейтрально,
Могут быть отрицательно эмоциональны.
Могут длиться секунды, минуты, часы или дни –
Как же разнообразны бывают они…
Могут быть неосознанными или сознательными,
Более рассудочными или эмоциональными,
По уровню активации состояния психические
Бывают стенические и астенические.
Также существует разделение
По уровню системного проявления:
Могут быть психологическими и физиологическими,
Иногда и сразу психофизиологическими.
Психические состояния ряд функций выполняют,
Учёные их нам охотно называют:
Интегративная, сигнальная и регулирующая,
Ориентировочная и дефицит внимания компенсирующая.
На этом я закончу изречения,
Нам предстоит детальное вопроса изучение,
Сегодня мы лишь кратко осветили темы суть
Не говорю я «До свиданья»… В добрый путь!
Студентам предлагался широкий спектр учебных и учебно-исследовательских заданий, вызывающих актуализацию разнообразных приемов и форм познавательной и мыслительной деятельности: изготовление стимульного материала для проведения диагностических обследований психических состояний (Опросник СУПОС-8, «Шкала самооценки состояний Курганского», Шкала астенического состояния, САН Г. Айзенка), презентация «Психические состояния», составление коллажа «Виды состояний», решение психологических задач с помощью демонстрации творческого решения познавательной и проблемной задачи по саморегуляции состояний, представление результатов в виде пантомимы, анализ видеоматериалов по психофизиологическим и эмоциональным состояниям.
Каждый вид задания предполагал проведение аналитической работы по его содержанию, в том числе преследующей цель формирования у студентов навыков оценки качества выполненной работы. Качество выполнения заданий оценивалось студентами в ходе группового обсуждения Портфолио-ревью. Особенно отметили студенты работу Митяковой Ольги, Даниловой Ирины, Стекольщиковой Маши, Шолиной Анны.