На факультете дошкольной и коррекционной педагогики и психологии в рамках Международного дня родного языка состоялся научно-методический семинар с будущими и молодыми педагогами дошкольного образования по теме «Этнокультурное и этноязыковое развитие детей в условиях многоязычия в соответствии с ФОП ДО». На семинаре обсуждались актуальные проблемы обучения родному языку, воспитания у подрастающего поколения уважения к культурным ценностям и традициям народа, а также рассматривались современные подходы языкового образования дошкольников.Известно, что овладение родным языком, развитие родной речи являются одними из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве и в современном дошкольном образовании рассматриваются как общая основа воспитания и обучения детей. Родной язык необходим ребенку не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации и сохранения национальных культурных традиций. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее – ФОП ДО) отмечено, что основная образовательная программа дошкольного образования (далее – ООП ДО) может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 года "О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года", образование должно быть ориентировано на сохранение и развитие культур и языков народов Российской Федерации. Иначе говоря, чрезвычайно важно совершенствование системы обучения в образовательных учреждениях в целях сохранения и развития культур и языков народов России наряду с воспитанием уважения к общероссийской истории и культуре, мировым культурным ценностям; введение в программы образовательных учреждений сведения о культурных ценностях и национальных традициях народов России; использование в системе образования двуязычия и многоязычия как эффективного пути сохранения и развития этнокультурного и языкового многообразия российского общества, а также ведение образовательной деятельности на родном языке. В связи с активизацией миграционных процессов в последние годы отмечаются изменения в национальном составе населения республики и языковой картины в целом. Происходит сдвиг в сторону снижения общей культуры языка, интереса к родному (чувашскому) языку и появлению такого явления как «промежуточный язык» и «полуязычие» или «недоязычие». В этих условиях чрезвычайно важно формировать у субъектов образовательных отношений четкой позиции в значимости раннего языкового образования детей и развития у них коммуникативно-речевых способностей на двух и более языках (особенно но государственных), рассматриваемых в двух аспектах: 1) овладение языком; 2) развитие умения применять язык для общения. Овладение языками является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Родной язык необходим ребенку не только как средство общения и познания окружающей действительности, но и как средство фиксации и сохранения национальных культурных традиций.
Практическую часть семинара реализовали педагоги из Малобикшихского детского сада «Солнышко» Канашского муниципального округа Чувашской Республики, которые организовали и провели интересные мастер-классы этнокультурного и этноязыкового развития детей : «Использование техники Пэчворк в развитии родной речи детей старшего дошкольного возраста», «Народная кукла как средство приобщения детей к родной речи(культуре)». Таким образом, семинар позволил сформировать у будущих и молодых педагогов необходимые этнопедагогические и профессиональные компетенции.
Н.В. Иванова